
Знаете, когда смотрю на современные военные корабли — всё как-то логично и понятно. Красивые, стремительные, с правильными обводами. А вот раньше... Раньше конструкторы явно не боялись экспериментировать. И порой создавали такие «шедевры», что диву даёшься: как это вообще могло плавать?

9. «Поповки» — круглые тарелки адмирала Попова
В 1870-х годах адмирал А. А. Попов построил два круглых броненосца — «Новгород» и «Киев» (позже переименованный в «Вице-адмирал Попов»).
Представьте себе: корабль в форме блина диаметром 30 метров! Со стороны это выглядело так, будто в море спустили гигантскую сковородку с пушками. Идея была простая — круглая форма должна была обеспечить максимальную остойчивость при минимальной осадке, но вот на практике... Корабли действительно были очень остойчивы, но управлялись как пьяные ёжики. При выстреле из главного калибра «поповка» начинала крутиться волчком, а попасть во что-то конкретное было задачей на грани фантастики. Устойчивость на курсе тоже оставляла желать лучшего. Орудия перезаряжались очень долго — целых 10 минут. Да и скорость тоже подводила, всего 6,5 узлов
8. USS Monitor — железная коробка на плоту
Американцы в 1862 году создали нечто совершенно невероятное. USS Monitor был первым броненосцем ВМС США с вращающейся башней, но выглядел он как железная коробка, поставленная на плоский плот.
Высота борта над водой — всего 60 сантиметров. И тут есть одно "НО". Очень низкие борта делали корабль менее заметным, но сильно мешали управлению, а небольшие волны заливали палубу. В первом же плавании, при волнении всего в 2-3 балла, корабль чуть не утонул. Вода лилась через борта, негерметичные люки пропускали её внутрь. Волны сбили трубы, вода потушила котлы. Трюмы наполнились дымом, и из-за остановки машин не работали помпы. Корабль тонул медленно, но верно. Лишь с улучшением погоды удалось снова разжечь котлы, откачать воду и продолжить путь.
Новая система вращения башни тоже была не идеальна. Башня вращалась то с трудом, то слишком легко и быстро, а если она уже вращалась, то остановить её было практически невозможно.
Многие недостатки можно было бы исправить, но Монитор срочно требовался в строю.
7. HMS Devastation — корабль без рангоута
В 1871 году англичане шокировали мир: они построили первый океанский военный корабль вообще без парусов! HMS Devastation работал только на паровых машинах.
Для того времени такое решение было немыслимо. Многие даже хватались за сердце: «А если пар кончится? А если машина сломается?» Корабль называли «плавающим гробом» и «безумием инженеров».
На деле «Devastation» прослужил больше 30 лет и показал, что будущее флота — за паровыми машинами. Но выглядел он действительно странно: низкий, приземистый, без привычных мачт с парусами.
6.
Обратите внимание: Самые имбовые тяжелые танки World of Tanks, которые будут нагибать в 2021!.
Броненосец «Фурьё»Французы в 1850-х решили создать революционный броненосец: сделали плоскую палубу выше бронированного пояса (что уже явно является тревожным звоночком), а все орудия разместили в закрытых казематах минусы были в том, что низкие и сырые помещения заливались волнами, плюс к этому орудия средней палубы нельзя было использовать в море на ходу.
Малый надводный борт и плохая остойчивость мешали кораблю нормально действовать в открытом море.
Двухвальная силовая установка была неудачным решением для живучести – она потребовалось, чтобы перенести второе орудие на корму.
Во время тестов обнаружились проблемы с размещением торпедных аппаратов, их установили очень близко к ватерлинии в носовой части корабля, и вскоре они были просто сняты.
5. Мониторы класса «Пассейк» — корабли-невидимки
Американские мониторы времён Гражданской войны выглядели как первоначальный Монитор, только больше примерно на 40%, с чуть более крепкой бронёй и мощными пушками. Главное обновление – боевая рубка на башне. Благодаря ей капитан мог лучше видеть всё вокруг и быстрее отдавать команды. Но броня у «Пассаиков» была слабовата: много слоёв на отдельных листах. Для 1860-х это было нормально, но уже в 1870-х такая защита не спасала от мощных нарезных орудий.
4. HМS Captain
Англичане в 1860-х попытались совместить несовместимое. Поставили на парусный корабль тяжёлые вращающиеся башни. Получился HMS Captain — красивый, но остойчивость корабля оставляла желать лучшего.
Башни были такие тяжёлые, что центр тяжести поднялся критически высоко. На свой четвёртый месяц службы в 1870 году корабль перевернулся во время обычного шторма в Бискайском заливе. Погиб практически весь экипаж — 473 человека.

3. «Cerberus» — австралийский монстр
В далёком 1870-м, в Джарроу, что в Великобритании, на верфи Palmers Shipbuilding and Iron Company, сошёл на воду Цербер. Заказала его колония Виктория, что в Австралии, а спроектировал сам Чарльз Пэсли. Уже в 1871-м он прибыл порт Мельбурна, на юго-восточном побережье Австралии, и там служил верой и правдой до конца дней.
Корабль выдался на славу, всего 68 метров в длину, но с двумя громадинами-башнями, а в каждой - пара 254-мм пушек. Выглядел он забавно, как короткая сардина с двумя большими горбами на спине.
Корабль выглядел как коротенькая сардинка с двумя здоровенными горбами на спине. Плавал медленно, поворачивался еле-еле, зато мог одним залпом разнести в щепки любого противника.
2. USS Vesuvius — корабль-миномёт
В 1888 году американцы создали совершенно безумный корабль. USS Vesuvius был оснащён тремя пневматическими пушками, которые стреляли... динамитными снарядами!
Орудия были встроены прямо в корпус под фиксированным углом. Чтобы прицелиться, приходилось поворачивать весь корабль. Выглядел «Везувий» как обычный крейсер, но с тремя странными трубами торчащими из носа.
1. Корабли - «черепахи»
В 1880-х бронепалубные крейсеры вошли в моду, и многие страны принялись их штамповать. Фишка этих кораблей была в том, что бока у них бронёй не прикрыты, зато палуба – как черепаший панцирь, обшита толстенной бронёй.
Суть такого конструктивного решения заключалась в том, что снаряды будут отскакивать от наклонной палубы. И это работало, однако горбатая палуба и высокие надстройки выглядели довольно необычно.

Почему строили такие «чудеса»?
XIX век — это эпоха революции в военном кораблестроении. Прогресс шагал широкими шагами: появились паровые машины, нарезная артиллерия, броня. Никто точно не знал, как всё это правильно сочетать.«Поповки» показали важность управляемости. «Монитор» доказал эффективность башенной артиллерии. HMS Captain продемонстрировал критичность остойчивости.
Конструкторы экспериментировали, пробовали, ошибались. Одни делали ставку на мощь огня, другие — на защиту, третьи — на скорость. Отсюда и такое разнообразие «монстров».
Каждый из этих необычных кораблей внёс свой вклад в развитие флота.
Их «странности» стали уроками для будущих поколений кораблестроителей. Каждая неудача приближала к созданию идеального боевого корабля.
Если присмотреться, то и сегодня военные корабли порой выглядят довольно необычно. Американский эсминец «Зумвальт» с его угловатыми формами, шведские корветы класса «Висбю» в форме стелс-пирамиды...
А через сто лет наши корабли покажутся такими же «вздорными», как нам сейчас — круглые «поповки» или плоские «мониторы».
Источник - https://dzen.ru/id/6898eeef3a8ebb77f9066089?tab=articles
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Смелые, но не всегда удачные эксперименты: 9 самых необычных кораблей военного флота, которые реально существовали в 19-ом веке.