Франция после Столетней войны: "Всемирный паук" Людовик XI - "Прагерия", уничтожение "Живодеров" и приход к власти

Людовик XI .

Предыдущая часть лежит здесь - Столетняя война. Финал

3 июля 1423 года в семье короля Франции Карла VII и его жены Марии Анжуйской родился сын, получивший от родителей имя Людовик. Первенец королевской семьи появился на свет в крайне тяжёлое для французского государства время. В результате серии поражений в ходе Столетней войны Франция фактически попала под английскую оккупацию, а ее король Карл VI Безумный в мае 1420 года подписал с англичанами мирный договор в Труа, по которому французский престол после его смерти должен был унаследовать английский король Генрих V. Сын же французского монарха, дофин Карл, навеки отстранялся от престола. Взбешенный таким решением своего невменяемого отца, Карл бежал на Юг Франции и, собрав там вокруг себя всех недовольных английским владычеством баронов, повел активную кампанию по возвращению своих законных прав. В конечном итоге, после многолетней борьбы и во многом благодаря помощи небезызвестной Жанны д’Арк, опальный принц все же сумел надеть на свою голову вожделенную французскую корону и очистить свою страну от проклятых англичан.

Коронация Карла VII в присутствии Жанны д’Арк.

Стоит отметить, что утверждению власти Карла VII во Франции мешали не только англичане, но и его собственный сын. В мае 1439 года Карл назначил 16-летнего Людовика на пост главного королевского наместника в Лангедоке, передав ему в руки все полномочия управления этим краем, включая право назначения чиновников и сбора налогов. Обрадованный таким доверием Людовик рьяно взялся за дело и провел в Лангедокской области настоящую кадровую революцию, что, впрочем, не очень понравилось королю. Уже в ноябре того же года Карл снял Людовика с должности наместника Лангедока и назначил его наместником в Пуату, но уже не полновластным, а номинальным, передав реальную власть в регионе местным баронам.

Такое решение отца крайне взбесило юного Людовика и спровоцировало его примкнуть к вспыхнувшему против короля мятежу. Этот бунт против законной власти с подачи самого Карла VII получил название Прагерия - в честь Праги, которая в то время была охвачена гуситским движением за реформацию церкви. Таким образом, король показательно приравнял всех мятежников к еретикам. В феврале 1440 года некоторые французские бароны, недовольные королевским ордонансом, по которому им запрещалось иметь наёмное войско, организовали против монарха заговор. Согласно разработанному плану, заговорщики хотели сместить Карла VII и посадить на престол его сына Людовика, однако все их начинания были крайне быстро разбиты королевским войском. После подавления мятежа король никак не стал наказывать своего буйного сына и даже назначил его своим наместником в область Дофине.

Миниатюра Марциала Овернского из "Вигилии на смерть короля Карла VII", посвещенная "Прагерии".

Впрочем, королевское прощение никак не способствовало пробуждению совести в душе Людовика, и он продолжил свои попытки заручиться поддержкой разных оппозиционных баронов. В результате Карл VII, желая удалить сына подальше от своего двора, поставил Людовика во главу войска, набранного из кошмаривших французское население рутьеров (наемников), и отправил воевать его в Швейцарию. Дело в том, что после окончания во Франции 28-летней гражданской войны между группировками арманьяков и бургиньонов, боровшихся за контроль над решениями французского короля, в стране "без работы" осталось множество наемных солдат. Не желая возвращаться к мирной жизни, эти ребята принялись заниматься грабежами и разбоями, опустошая огромные территории, за что получили среди местного население прозвище "живодеры". В попытке очистить Францию от воинствующих маргиналов Карл издал ордонанс, согласно которому все "живодеры" зачислялись в отряды королевских вассалов и отправлялись в их родную стихию, благо в соседней Швейцарии вспыхнула гражданская война, а Франция вызвалась на помощь одному из противников. В швейцарской кампании было задействовано около 20 000 тысяч рутьеров, большая часть из которых была благополучно утилизирована в разных битвах.

Банды "Живодеров".

Что же касается дофина Людовика, то он после заключенного 28 октября 1444 года мира с Швейцарским союзом благополучно вернулся во Францию.

Обратите внимание: Вторая Мировая: день за днём. 1 июля 1941 года. Десятый день Великой Отечественной войны..

Начиная с этого момента его отношения с отцом вошли в крутое пике, из которого выйти уже так и не смогли. Вернувшись в Париж, Людовик немедленно начал плести против своего отца новые интриги, в результате чего король от греха подальше вновь удалил своего ненадежного сына от королевского двора, выслав его из столицы в Дофине. Когда 28 декабря 1446 года королева Мария Анжуйская родила своему супругу второго сына, которого в честь отца также назвали Карлом, положение Людовика совсем ухудшилось. Отныне он перестал быть единственным наследником французской короны, а значит, теперь Карл VII в случае очередных интриг своего старшего сына мог применить к нему самые жестокие меры, не боясь при этом потерять своего единственного престолонаследника.

Очередное обострение отношений Карла и Людовика произошло в 1451 году в результате женитьбы последнего на дочери савойского герцога Шарлоте (первая жена Людовика, Маргарита Шотландская, умерла в 1445 году). Карл VII не дал благословение на этот брак, ведь до этого он долгое время уговаривал сына в политических интересах Франции взять в жены Элеонору Португальскую, дочь португальского короля Дуарте I, однако Людовик думал только о своих интересах. В момент бракосочетания Людовик заключил союз с савойским герцогом, по которому тот торжественно пообещал поддерживать и защищать супруга Шарлотты от кого бы то ни было и даже от короля: "Если Карл VII выразит неудовольствие оной женитьбой и задумает причинить ущерб господину дофину, я приду ему на помощь со всей своей силой".

Заручившись поддержкой столь мощного союзника, Людовик начал яростную клеветническую кампанию против своего отца, рассылая письма королевским советникам, в которых он обвинял монарха в "пошлых нравах и распущенности", а также упрекал его за возмутительные расходы на своих фавориток. В конечном итоге Карлу надоело терпеть наглое поведение своего сына, и в 1456 года он отправил против Людовика мощную армию с целью сместить его с поста наместника Дофине. Понимая, что ему не под силу противостоять королевскому войску, Людовик спешно покинул границы Дофине и бежал в Бургундию, где впоследствии выпросил у тамошнего герцога Филиппа Доброго, давнего врага французской короны, что-то вроде политического убежища.

Филипп Добрый.

Находясь в изгнании, Людовик продолжил плести интриги против своего отца и, придерживаясь старой тактики, вновь начал рассылать письма французским баронам, склоняя их перейти на свою сторону. В декабре 1456 года королевской стражей было арестовано семь человек, которые в ходе допроса признались, что они получили деньги за то, чтобы захватить короля Карла VII в замке Сен-При и "отвезти его силой, куда им заблагорассудится". Заговорщиков сдал Жан Шенар, также участвовавший в заговоре, но в последний момент решивший сохранить верность королю. Он сообщил королевскому совету, что против монарха готовится мятеж, и что заговорщики смогли собрать более 400 жандармов, готовых к выступлению против законной власти.

Из-за козней сына у Карла вскоре развилась настоящая паранойя. В голове короля плотно засела навязчивая идея, что его непременно отравят по приказу Людовика, после чего Карл окончательно перестал доверять всем своим советникам. Все же, несмотря на откровенную вражду с сыном, король предпринял последнюю попытку с ним примириться. В 1458 году, после того, как Карл серьёзно заболел (на его ноге появилась незаживающая рана, по всей видимости, связанная с развитием диабета, вследствие чего у короля началась лихорадка), он призвал Людовика вернуться из изгнания, чтобы подготовить его к передаче французской короны. Однако Людовик к тому времени настолько сильно возненавидел своего отца, что не только отказался возвращаться, но и нанял астрологов, чтобы предсказать точный час смерти "проклятого деспота и тирана", испортившего ему жизнь. Неизвестно, что сказали астрологи Людовику, но Карл сумел прожить ещё два с половиной года. В конце жизни рассудок короля окончательно помутился, вследствие чего он, боясь отравления, отказался принимать пищу. 22 июля 1461 года Карл VII умер от голода.

Карл VII.

В этот же день в Бургундию был направлен гонец, сообщивший наследнику престола о смерти его отца. Обрадованный такими новостями, Людовик щедро наградил гонца, после чего решил отпраздновать данное событие "праздничной охотой"... На отпевании короля, состоявшемся сначала в соборе Парижской Богоматери, а затем в базилике Сен-Дени, Людовик не присутствовал и никого не прислал себя представлять. Он вернулся во Францию только спустя три недели после смерти Карла VII и 15 августа 1461 года был коронован в Реймском соборе на французский престол под именем Людовика XI.

За следующие 22 года своего правления Людовик превратил Францию в одно из сильнейших государств Европы, а за умение выпутываться из сложных ситуаций путём переговоров и интриг он получил от своих современников прозвище "Всемирный паук".

Продолжение следует.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Франция после Столетней войны: "Всемирный паук" Людовик XI - "Прагерия", уничтожение "Живодеров" и приход к власти.