
В первые месяцы Великой Отечественной войны стало ясно, что по основным характеристикам ЛаГГ-3, один из лучших истребителей Красной Армии, значительно уступает новым немецким истребителям Messerschmitt Bf 109F и Bf 109G, поэтому его производство стало сокращаться. А с началом войны технические преимущества ЛаГГ-3 превратились в серьезные недостатки. Смолу, используемую для пропитки дельта-древесины, приходилось импортировать, что затрудняло ее транспортировку в страну, находящуюся в состоянии войны. Если бы пришлось вернуться к использованию обычной древесины, конструкция стала бы еще тяжелее, а двигатель жидкостного охлаждения ВК-105П уже не обладал бы достаточной мощностью.

Производство самолетов ЛаГГ-3 могло быть полностью прекращено. Поэтому С.А. Лавочкин был вынужден искать радикальное решение для спасения своего самолета, чтобы в короткие сроки улучшить его летные характеристики. Основным средством повышения боеспособности летного состава в воздушном бою может стать увеличение его тяговооруженности. Первоначально основное внимание уделялось мощному двигателю «Климов» М-107П, который проходил стендовые испытания, но еще не был полностью доработан. Конструктор авиадвигателей А.Д. Швецов предложил С.А. Лавочкину заменить на ЛаГГ-3 рядный двигатель водяного охлаждения М-105П на двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-82 (М-82), имевший значительно большую мощность — 1700 л.с и также запущенный в серийное производство.

Этот двигатель появился накануне войны, но на истребитель АШ-82 не устанавливался — поскольку общепринятым было мнение, что звездообразный двигатель — это силовая установка с большими поперечными размерами. Лавочкин приказал спроектировать новый самолет на базе ЛаГГ-3, оснащенный новым двигателем воздушного охлаждения М-82, более тяжелым, с минимальными изменениями конструкции самолета в средней части. Только при выполнении этого требования станет возможным перевод серийного производства ЛаГГ-3 на его усовершенствованную версию без снижения темпов работ.

Однако главная проблема заключалась в том, что центроплан М-82 был значительно больше относительно узкого центроплана фюзеляжа ЛаГГ-3, и для их приведения в соответствие требовались меры, в том числе и проектирование нового фюзеляжа. Однако заместитель Лавочкина С.М. Алексеев нашел более простое решение — добавить по бокам фюзеляжа второй слой (немоторной) обшивки в зависимости от диаметра М-82. Конструкторы и завод № 21 успешно справились с этой задачей. В стадии строительства находился опытный образец истребителя ЛаГГ-3, оснащенный двигателем М-82, получивший обозначение «Ла-5». В апреле 1942 года два опытных образца Ла-5 успешно прошли испытания. К лету этого года Ла-5 прошел все необходимые испытания, показав прекрасные летно-технические характеристики: самолет достиг скорости 580–600 км/ч на высоте 5900–6400 метров и 550–560 км/ч у земли (форсаж).

Ла-5 (аналог ЛаГГ-3) представлял собой деревянный одноместный моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси, но с некоторыми незначительными изменениями, такими как убирающееся в фюзеляж хвостовое колесо. С 1943 года самолет оснащался новым фонарем с передним и задним бронированными стеклами, что позволяло видеть заднюю полусферу (при опущенном обтекателе фюзеляжа).

Конструкция Ла-5 была чрезвычайно живучей в бою и практически не содержала дефицитных авиационных материалов, за исключением дельта-древесины, которая была в дефиците из-за содержания в ней импортных смол. Однако в ходе серийного производства Ла-5 доля дельта-древесины в конструкции постепенно сокращалась и заменялась обычной сосной. Это сделало лонжеронную раму толще, но поскольку сосна весит вдвое меньше, разница в весе была невелика. Эта проблема была решена в 1944 году, когда лонжероны крыла были заменены на металлические.

Фюзеляж - полумонокок, изготовлен из березового шпона толщиной 1,15 - 0,75 мм, склеен, всего пять-восемь слоев, толщина стенок 9,5 - 4,5 мм, которая постепенно уменьшается от носа к хвосту. Для того чтобы обеспечить отвод охлаждающего воздуха из-под капота, по обеим сторонам капота предусмотрены «щеки» (а не «юбки»). Эти щеки имеют форму клапана и регулируются. Их структура проще, но функция не менее эффективна. Если первые Ла-5 сохранили двухслойный фюзеляж за капотом, то позднее фюзеляж был полностью переработан под габариты двигателя М-82. Стабилизатор представляет собой двойную деревянную балочную конструкцию с обшивкой из 3-миллиметровой фанеры. Управление освобождением шасси гидравлическое. Спинка кресла пилота оснащена 10-мм броней. Вооружение Ла-5 состояло из двух синхронных 20-мм пушек ШВАК, установленных над двигателем.

По распоряжению Государственного Комитета Обороны прерванное производство самолетов Лавочкина было возобновлено, и в августе того же года с конвейера сошли первые серийные истребители Ла-5. Некоторое время на заводе № 21 одновременно выпускались ЛаГГ-3 и Ла-5, но постепенно все производство было переведено на Ла-5. Уже осенью 1942 года некоторые истребительные авиационные полки были перевооружены на истребители Ла-5. Советские летчики оценили не только его технические характеристики и мощное вооружение. Более высокие, чем у ЛаГГ-3, скорость горизонтального полета, скороподъемность и разгон в сочетании с лучшей вертикальной маневренностью обеспечили Ла-5 успех в воздушных боях.


Двигатели с воздушным охлаждением более надежны, чем двигатели с жидкостным охлаждением, а также более живучи в бою — пулевые и осколки не повреждают систему охлаждения, а также обеспечивают пилоту своего рода защиту от огня противника в передней полусфере. Используя эту особенность самолета, летчики Ла-5 смело шли в лобовые атаки и навязывали противнику выгодную для себя тактику. Истребитель Ла-5 впервые принял участие в боевых действиях в Сталинградской битве, где показал прекрасные летные качества. Опыт боевых действий показал, что по летно-техническим характеристикам и техническим характеристикам Ла-5 имел преимущества перед немецкими самолетами Messerschmitt Bf 109F и Focke-Wulf FW 190A.

Уникальный воздушный бой с участием Ла-5 произошел 6 июня 1943 года, когда старший лейтенант А.К. Горовец из 88-го истребительного авиационного полка атаковал большую группу немецких пикирующих бомбардировщиков. АК Горовец Ла-5 сбит
9 бомбардировщиков Junkers Ju 87 и заставили остальные самолеты отступить, сбросив бомбы на цель. Но когда его атаковали четыре истребителя FW 190, у него закончились боеприпасы, и наш летчик-ас героически погиб. В этом же году свой боевой счет на самолете Ла-5 открыл прославленный советский летчик, летчик-ас, трижды Герой Советского Союза И.Н. На этом самолете Куждуб одержал 45 побед, остальные 17 побед одержал Лавочкин на истребителе Ла-7).

В ходе серийного производства самолет постоянно модернизировался; Уже в марте 1943 года на вооружение ВВС Красной Армии начали поступать самолеты модификации Ла-5Ф, оснащенные усовершенствованными двигателями М-82Ф. Его мощность осталась такой же, как у М-82, но благодаря модификациям 10-минутный режим форсажа стал стандартным для М-82Ф. По сравнению с немецким Messerschmitt Bf 109F истребитель Ла-5Ф имел преимущества в скорости и маневренности. Вскоре в ОКБ Лавочкина была разработана новая модификация Ла-5 с появлением усовершенствованного двигателя М-82ФН (с непосредственным впрыском топлива и мощностью 1850 л.с.

По рекомендациям ЦАГИ эта модификация Ла-5 имела улучшенную аэродинамику капота; деревянные лонжероны крыла были заменены металлическими; шасси было облегчено; улучшена изоляция салона (ранее в салоне было очень жарко из-за выхлопных газов двигателя); и, в дополнение к двум 20-мм пушкам ШВАК или Б-20, он был оснащен бомбодержателями для внешней подвески четырех ракет РС-82 или четырех 50-кг бомб. Это один из самых простых в управлении истребителей, хорошо выполняет глубокие виражи, не только быстрый и скороподъемный, но и очень маневренный. Благодаря всем этим усовершенствованиям фронтовой истребитель Ла-5ФН значительно превосходил немецкие истребители Bf 109F и FW 190A по скорости на малых и средних высотах, а также по характеристикам вертикальной и горизонтальной маневренности.

На заводских испытаниях в марте 1943 года опытный Ла-5ФН продемонстрировал весьма высокие летные характеристики: высотную скорость 650 км/ч и путевую скорость 598 км/ч. Превосходные качества истребителя подтвердились в ходе войсковых испытаний, проводившихся весной на Брянском фронте, когда советские летчики, управлявшие 14 самолетами Ла-5ФН, провели 25 воздушных боев, сбив 33 самолета противника и потеряв всего 4 своих. Первые серийные Ла-5ФН прибыли на фронт летом 1943 года и сразу же приняли участие в Курской битве.

По своим боевым возможностям Ла-5ФН стал самым мощным истребителем на советско-германском фронте в 1943 году. Летом того же года началось производство двухместного учебно-тренировочного истребителя Ла-5УТИ. Разработан на базе Ла-5Ф и оснащен пушкой ШВАК; в нем не было пуленепробиваемых стекол и радиооборудования. В конце 1943 года в воздух поднялся усовершенствованный истребитель Ла-5ФН (обозначенный как «Ла-7»). Аэродинамические характеристики самолета были улучшены за счет перемещения и улучшения аэродинамической формы радиаторов; Общая масса конструкции была снижена почти на 100 кг, что позволило усилить вооружение самолета за счет установки третьей 20-мм пушки ШВАК или Б-20. После запуска в серийное производство Ла-7 стал одним из основных фронтовых истребителей последнего года войны и одним из лучших самолетов Второй мировой войны.

Дважды Герой Советского Союза К.А. Лавочкин успешно воевал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. Евстигнев (56 побед), В.И. Попков (42 победы), А.В. Алелюхин (57 побед), Н.М. Скоморохов (46 побед), В.Д. Лавриненко (46 побед), Ахмед Хан Султан (49 побед) и др.
Серийное производство истребителя Ла-5 осуществлялось на заводе имени С. Орджоникидзе (Горьковском заводе) Наркомата авиационной промышленности СССР № 21; 31 им. Г. Димитрова (Тбилиси) №99 (Улан-Удэ); № 381 (Нижний Тагил). Всего в 1942–1944 годах в Советском Союзе было произведено 10 003 самолета Ла-5 четырех модификаций. В годы Великой Отечественной войны общее количество истребителей Ла-5 и Ла-7 различных модификаций превысило 21 тысячу.

Тактико-технические характеристики Ла-5ФН
- Главный конструктор: С.А. Лавочкин
- Первый полет: 21 марта 1942 г
Год выпуска: 1942 - 1944
- Производство: 9920

Весь персонал:
- 1 человек
аспект:
Длина, м: 8,67
Размах крыльев, м: 9,76
- Площадь крыла, м²: 17,5
масса:
Масса пустого, кг: 2706
Нормальная взлетная масса, кг: 3168
двигатель:
Тип двигателя: М-82ФН
- Номинальная мощность, л.с. Количество страниц: 1460
- Взлетная мощность, л.с. Около: 1850 г

скорость:
- Максимальная скорость движения по земле, км/ч: 593
- Максимальная высотная скорость, км/ч: 648 (6250 м)
Максимальная скороподъемность, м/мин: 1064
Дальность полета:
1000 метров (фактически)
Потолок для хозяйственных нужд:
11200м
Вооружение Ла-5
- Две 20-мм пушки ШВАК, две 100-кг бомбы ФАБ-100

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ла-5.