
Я хочу показать миру здорового подводника, пример для подражания с другого конца света — из Японии.
Да, многие могут удивиться, что условия жизни японских подводников лучше, чем у немецких и советских, но это правда. Честно говоря, условия жизни японских моряков следует сравнивать с американскими.

Стоит отметить, что сравнение кораблей с повседневной жизнью несколько некорректно по следующим причинам: советские и немецкие подводные лодки были океанскими. Они проектировались в первую очередь для действий в условиях континентальных вод (Балтика, Черное море, Северное море) и разрабатывались именно для этих условий. Немцы вывели их в Атлантику — при разработке подводных лодок типа IX той же серии об этом даже не думали.
То же самое было и у нас: самые массовые подлодки серии Щ, которые всю войну принимали участие, были в их числе. Неподалеку от берега и т д. А когда у нас появились подлодки серии К, их как-то отправили на Балтику, где они толком свою силу не проявили — условия там были для них неподходящие.
Японцы изначально строили океанские подводные лодки. Они большие и обладают превосходными характеристиками. Вот сравнение некоторых параметров, которые имеют решающее значение для темы, которую мы обсуждаем сегодня: размер, дальность и автономность, потому что все в повседневной жизни зависит от них.

Японские корабли… несколько больше советских и немецких. Стоит отметить, что японцы в среднем меньше европейцев. Это похоже на то, что европейские корабли меньше японских. Если посчитать объем корабля, то у японского моряка объем каюты гораздо больше, чем у его коллег.
Еще один очень важный момент – особенности национальной кухни. Ниже мы рассмотрим это на примере меню японских подводных лодок.
Но с точки зрения изначального принципа размещения экипажа японские подлодки превосходят их, и у каждого члена экипажа есть свое спальное место. Возьмем в качестве примера подлодку типа I-15. На ней 11 стационарных коек для 11 рядовых офицеров и мичманов. У капитана, конечно же, своя каюта. Кроме того, в каюте офицера есть гамак и 5 диванов для отдыха. Это позволяет любой подлодке стать флагманом флота и обустроить на борту штаб.

Для 73 рядовых унтер-офицеров и матросов имелось 91 спальное место в рундуках или койках на прочных рамах. На фотографии рундуки для личных вещей матросов были распределены по всей каюте. Каждый рундук был разделен на три зоны: первая зона предназначалась для матросов, спящих наверху, а две другие зоны — для матросов, спящих во втором и третьем ярусах гамаков. Различные полки и рундуки были закреплены на переборках и везде, где было свободное место.
На I-15 имеется до четырех туалетов: один над водой, один в рубке и три внутри лодки — один для офицеров и два для команды (по одному на носу и корме, чтобы морякам не приходилось бегать по всей лодке).
В центральном посту управления имеется общий командирский умывальник, а в офицерской каюте, около туалета, есть отдельный малый умывальник. Офицерская каюта расположена за центральным постом управления.
В принципе, не хватало только душа. Учитывая время и место японской экспедиции, три месяца свиньи — это тяжело для любой кожи. Водно-спиртовой раствор и.. сильные ветры, обычные для тропических и субтропических вод Тихого океана, наконец-то пришлись кстати. Так японские подводники хотя бы могли ополоснуться пресной водой из облаков.
Ну, если вам нужно ехать на север, то это правильно, используйте воду и салфетки для вина. Один из наших менее чистых "писателей", теперь уже не член нашей семьи, придумал эту историю:
На японских кораблях люди протирали тело спиртовыми растворами. Это было совершенно немыслимо на советском флоте, где моряки протирали тело «растворами», но.. только изнутри
Наши берега до сих пор засорены подобным мусором, но стоит отметить, что в то время на советских подводных лодках каждому члену экипажа приходилось выпивать по 20 мл спирта в день для ежедневной гигиены. Но моряки его не пили вообще. Кроме того, офицеры тыла Черноморского и Балтийского флотов сообщали, что моряки неохотно пили и требовали выдавать вино экипажу.
К тому же 50 грамм водки — это не очень много, особенно если учесть, что если попадешься, то политработники мозги съедят, а хуже того, грибков можно легко накопить. А у нас на подводных лодках врачей нет — это факт. Так что, по какой-то причине, утверждение о том, что моряки Красного флота соблюдают санитарные правила, кажется более правдоподобным.
На японских подводных лодках также не было постоянных врачей, но если подводная лодка должна была выйти в море на три месяца, чтобы преследовать британцев в Индийском океане, медицинский персонал бригады подводных лодок отправлял врача с кораблем. Обычно эти врачи были военно-морскими медицинскими работниками уровня подполковника, но это было лучше, чем ничего.
В целом японские моряки были очень традиционными и никогда не выглядели как «шакалы Дёница». Жизнь там была очень тяжелой из-за всех правил, которые у них были. Конечно, во время кампании их дресс-код был смягчен, но японцам приходилось одеваться до прибытия на базу, а не после прибытия, как немцам.

Принципы и традиции хороши, но они еще лучше, когда подкреплены технологическими достижениями. И японцы все это поняли.
Японцы изобрели фреон в качестве хладагента задолго до войны, и компания Daikin уже в 1936 году оснастила пассажирские поезда кондиционерами, а в 1938 году начала поставлять кондиционеры Mifugirator на подводные лодки Императорского флота Японии.
Да, немцам кондиционеры были не очень нужны, когда они воевали в Северном море, а в нашем уставе четко прописаны тяготы и лишения военной службы, а у японцев, которые собирались воевать в теплых водах, были и холодильники, и кондиционеры. В случае с И-15 было и то, и другое.
Во-первых, орудийные ямы должны охлаждаться и проветриваться. Если орудийные ямы перегреются и взорвутся, последствия будут катастрофическими, и вся ситуация будет разрушена. По этой причине подлодки I-15 оснащены двумя холодильными установками, каждая из которых имеет мощность фреона 25 000 ккал. Такой мощности охлаждения достаточно не только для охлаждения орудийных ям, но и артиллерийских подвалов и жилых помещений.
Кроме того, экипаж был оборудован морозильными камерами для хранения продуктов питания, а для офицеров имелись отдельные холодильники.
Это были уже 1930-е годы. Видимо, японский флот всегда гордился тем, что японские летчики в то время летали на фанерных самолетах, вооруженных пулеметами винтовочного калибра, а у моряков было все, что только могли себе представить конструкторы.
Стоит отметить, что итальянцы и американцы также оснащали свои подлодки холодильным оборудованием. Об этом оборудовании мы поговорим позже, как и о немецких достижениях в проекте XXI. Однако немцы спустили первую такую подлодку в поход 30 апреля 1945 года, тогда как для японцев все это было нормой еще до войны.
Вот почему на фотографиях того времени (в отличие от немецких) вы не увидите голых, потных японских моряков. В отличие от немецких фотографий.

Конечно, можно было бы предположить, что в Интернет просочились только постановочные кадры, однако наличие холодильников и кондиционеров позволяет предположить, что подобные вещи могут быть довольно распространенным явлением.



Кухня. Это священное место прекрасно оборудовано для подводников любой нации: двухконфорочная плита, духовка и пароварка-рисоварка. Это значит, что за короткое время вы можете приготовить рис, чай и суп мисо, которые являются тем, на что японцы полагаются для выживания.
На судах с большим экипажем обычно устанавливали две такие печи. На «И-15» камбуз располагался по правому борту, за центральной колонной, рядом с офицерской каютой.
Что они ели.
Вот тут-то и начинается самое интересное. Элита флота (в Японии подводники также считаются элитой) питается очень богато, что отличается от остального флота: в рацион офицеров и рядовых в основном входит очищенный белый рис, тогда как остальным членам флота белый рис разрешается есть только офицерам и уорент-офицерам. Матросы и унтер-офицеры должны есть лапшу и смесь из 2/3 риса и 1/3 ячменя (перловой крупы).
Мы берем с собой столько мяса (говядины, свинины, кролика) и птицы, сколько позволяет наше снаряжение в походах. Никаких костей. Мы также берем с собой рыбное филе и свежие овощи.
В число продуктов повседневного спроса входят рис, фасоль, лапша, различные маринады, мука, соевый соус, уксус, растительное масло, сливочное масло, мисо, соль, сахар, сушеная рыбная хлопья, различные соусы и сухие приправы.
В качестве пищевых добавок мы также добавляли яйца, консервированное молоко и витамины A, B и C.
Основной напиток — зеленый чай, но для разнообразия предлагают также черный чай, какао, кофе и сок.
Что касается "Императорского вина", то это вино на борту. Вино есть, но не каждый день, как у нас или немцев. Это скорее стимул или поощрение.
Очевидно, что холодильника просто недостаточно, чтобы обеспечить всех продуктов, необходимых для жизни почти ста человек в течение 90 дней. Эти продукты включают мясо, рыбу, свежие овощи и фрукты. Поэтому свежие овощи в основном представляют собой лук, батат и корни лотоса, которые могут храниться долгое время без каких-либо проблем. Сушеные овощи, маринованные овощи и консервированные овощи также составляют значительную часть. Особенно маринованные овощи, что также является традицией в Японии.
Но и обычные консервы не были исключены. Тушеное мясо — классическое блюдо, которое ели все. Но помимо говядины японцы также используют много тушеного китового мяса. Кроме того, на борт привозят консервы ибаси, скумбрию и угрей. Красный рис и тофу также консервируют.
На самом деле, в южных морях японцы имели легкий доступ к свежей рыбе. Рыба часто падала прямо на палубу, и все, что оставалось, это подобрать ее и поджарить.
Обратите внимание: В Петербурге хищник решил отобедать на капоте машины.
Деликатесность жареной летучей рыбы была не только в глазах японцев. Тур Хейердал и команда плота «Кон-Тики» также отдали дань уважения этим прекрасным созданиям с точки зрения кулинарной красоты.В книге Джона Гейгана «Операция «Шторм»» есть интересное описание питания на подводной лодке:
Еда была лучшей частью Сэнтоку. Гораздо лучше, чем у Императорской Японской Армии, и ее было много.
Рис подается на каждом приеме пищи, а на кухне даже готовят такие деликатесы, как говяжий язык, вареный угорь и сладкая бобовая паста. Основные блюда включают жареную рыбу, креветки или овощную темпуру, стейк, жареную во фритюре свиную котлету, яйца, маринованный хрен, сушеные нори, каштаны, свежие апельсины, консервированные персики, груши и ананасы, а также сок или газировку, а на завтрак подают суп мисо. Зеленый чай пьют в больших количествах, а кофе подают в небольших количествах (хотя он есть в продаже.
Ужин состоял из лапши или печенья и молока. На некоторых подводных лодках Шестого флота даже подавали мороженое, хотя обычно его приберегали для особых случаев, например, для последнего приема пищи перед опасной миссией. Фактически, после нескольких недель в море один из поваров на I-400 решил попробовать более простые блюда, такие как коричневый рис и маринованные сливы.
Диетолог судна планировал каждое блюдо, хотя свежие овощи закончились к десятому дню плавания. После этого мы ели консервы на завтрак, обед и ужин, иногда добавляя лук для вкуса. Консервированные овощи были особенно непопулярны, потому что на вкус они были как песок и пепел. Экипаж не мог съесть много консервированного батата, прежде чем начал жаловаться.
Каждый прием пищи сопровождался бутылками витаминов, поскольку дефицит витаминов был обычным явлением в длительных плаваниях. Однако настоящей проблемой с продовольствием для I-401 был огромный размер подлодки, что значительно сокращало количество летучих рыб, которых можно было взять на борт.
Каждому офицеру и матросу японского флота полагался набор столовых приборов из четырех предметов в национальном стиле

Эти корабли можно разделить по их функциям на:
- Глубокая суповая миска;
- Глубокая миска для риса;
- Небольшая тарелка закусок;
- Чашка для чая.
Солдатские столовые приборы изготовлены из стали и покрыты эмалью, а офицерские — из фарфора. Эмаль внутри белая, а снаружи синяя, а на столовых приборах стоит печать в виде морского якоря, указывающая на принадлежность. Благодаря отсутствию ручек и специально разработанному размеру этот набор столовых приборов легко складывается как «матрешка» и занимает совсем немного места при хранении.

Пример подачи завтрака двум морякам.
Справа — тарелка мисо-супа. Японский завтрак без мисо-супа — это не завтрак. Слева — тарелка риса, который используется вместо хлеба. Посередине — тарелка соленых огурцов, по одной на человека. Чайник наполнен чаем, а пиалы также отставлены в сторону, ожидая своей очереди.
Ну, это самый классический японский завтрак (который не меняется уже более четырехсот лет), перенесенный под воду. Суп мисо с овощами, рисом, какими-то соленьями/маринадами и зеленым чаем. Причем завтракают не на коленях, а за вполне обычным столом. Для японцев следование нормам, установленным предками, является психологической поддержкой, поэтому этот процесс очень важен. По сути, эта трапеза заменяет выступления политработников.
Поэтому мисо, рис, традиционные японские соленья и маринады являются не только деликатесом, но и гарниром.
Однако 90 дней — это долгий срок. Поэтому в течение последней части этого периода сушеные овощи и консервы составляли основу рациона японских моряков. Консервированные овощи не пользовались популярностью, за исключением консервированного батата, который был не только съедобен, но и вкусен.
Японские консервы также имеют уникальный вкус. В процессе консервирования добавляется много соевого соуса, имбиря и сахара, что делает их уникальными, но вскоре они станут безвкусными.
Когда подводники сталкиваются с плохой погодой, например, штормами или высокими температурами в тропических районах, они часто теряют аппетит. Это было замечено у наших подводников, и японцы не являются исключением. Действительно, в летнюю жару они будут есть только рис и чай и не будут есть никаких деликатесов.
Пример меню мирного времени, 1940 год. Подводная лодка С-65, патрулирующая Индийский океан:
1.07.
Завтрак: фасолевый суп (соевый концентрат, соевый сыр, баклажаны, сушеные ивары), лимонный сок со льдом и сгущенным молоком, лимонад, перловая крупа.
Обед: тушеный картофель, консервированные ананасы, сгущенное молоко, какао, сахарная вода, белый хлеб с джемом.
Ужин: консервированный иварси с маринованными грибами, подслащенная вода со льдом, порция вина (рома), рис с перловой крупой.
Бдение: Грибной суп с пшеничной лапшой.
2.07.
Завтрак: фасолевый суп, лимонный сок и сгущенное молоко со льдом, лимонная вода, перловая крупа.
Обед: тушеный картофель, горчица, консервированная дереза, консервированные ананасы, сгущенное молоко, какао, сахарная вода, белый хлеб с джемом.
Ужин: Консервированная форель с картофелем, бокал вина (рома), рис с перловой крупой и иваром.
Бдение: Овощной рисовый суп.
12.08.
Завтрак: фасолевый суп, лимонный сок со сгущенным молоком, кубики льда, лимонная вода, белый рис.
Обед: сладкое рагу, консервированные овощи, сушеная рыба, консервированные ананасы, подслащенная вода со льдом, белый рис.
Ужин: сладкое рагу, арбуз, сгущенное молоко, какао, подслащенная вода со льдом, одна порция вина (рома), белый хлеб, рафинированный сахар.
Бдение: Мясные консервы.
Сравните это с: Пайки для экипажей надводных кораблей. Флагманский линкор Имперского флота «Нагато:

24.05.
Завтрак: Фасолевый суп (соевый концентрат, соевый сыр, лук, рыбные хлопья), редис, маринад из соевого соуса, перловая крупа, зеленый чай.
Обед: Карри (говядина, батат, редис, лук, порошок карри), редис, маринад из соевого соуса, перловая крупа, зеленый чай.
Ужин: жареная скумбрия, острый соус, маринованный редис, перловая крупа, зеленый чай.
25.05.
Завтрак: суп с соевым соусом, маринованные овощи, ячменный рис, зеленый чай.
Обед: Рагу (мясо, лук, баклажаны), белый хлеб, рафинированный сахар, зеленый чай.
Ужин: корень лотоса с рыбой, квашеная капуста, ячменный рис, зеленый чай.
26.05.
Завтрак: суп с соевым соусом, соленые огурцы, перловая крупа, зеленый чай.
Обед: бульон (говядина, лук, баклажаны), белый хлеб, масло сливочное, рафинированный сахар, зеленый чай.
Ужин: отварной тунец с жареным луком, кимчи, перловая крупа, зеленый чай.
27 мая (воскресенье)
Завтрак: суп с соевым соусом, квашеная капуста, перловая крупа, зеленый чай.
Обед: Рыбный суп (рыбное филе, соевый сыр, лук), кимчи, сладкий плов (рис с перловой крупой, говядиной, бататом, тыквой, грибами, фасолью, рафинированным сахаром), зеленый чай.
Ужин: суп с тунцом и соевым соусом, кимчи, перловая крупа, зеленый чай.
Итак, рационы на надводных кораблях сильно отличались от рационов на подводниках. У подводников рацион был лучше. Видимо, сладкие напитки и сахар были стимулом. Подводникам часто давали конфеты, но на надводных кораблях это, видимо, было не так часто, как им бы хотелось. В общем, японцы и сейчас не избалованы сахаром, так что в те времена это был стимул, или усиленный паек.

Что еще можно сказать о рационе питания японских подводников.
В наши дни суп мисо обычно готовят на курином бульоне. Трудно сказать, какой был военный стандарт в то время — куриный бульон или просто вода. Вероятно, это была вода с различными добавками. В мисо можно положить много чего, и это нормально, главное, чтобы они хорошо сочетались.
соевый сыр или тофу? Да, именно тофу. Трудно сказать, что это, это тофу. Мы больше не понимаем его как соевый сыр или тофу, и это нормально. У нас есть блюдо - сырники. Почему-то оно из тофу. Это блюдо украинское, а то, что мы называем тофу, они называют сыром. Это сырники. Спросите, как они называют наш обычный сыр? Все просто - твердый сыр! То же самое и с тофу.
На кораблях перевозят много тофу, так как его можно использовать во многих блюдах, но в основном его перевозят в банках. К счастью, эту непонятную субстанцию можно мариновать, солить, сушить — короче говоря, вы можете наслаждаться ею так, как захотите.
Ямато-ни. Обязательное блюдо японской кухни. По сути, это рагу, но с более сладким вкусом. Ямато-ни — это по сути простое рагу из говядины, свинины, курицы, кролика, кита и тюленя, приправленное густым соевым соусом, имбирем и сахаром.
Мяса в каждом желудке было немного — 180 граммов в день. Но, учитывая цену мяса в Японии, подводники действительно пользовались самым высоким уровнем обслуживания.
Кстати, сегодня в японских тюрьмах основная еда — рис и перловая крупа в соотношении 7/3, как и на кораблях Императорского флота Японии. 90 лет назад элита на линкорах тоже питалась этой пищей. Учитывая, что в тяжелые времена соотношение риса и перловой крупы для простых людей составляло 3/7 или даже 2/8, такая ситуация на самом деле утешает тех, кто в итоге пошел на флот.

Все.
Существует очень существенный дисбаланс в размещении кораблей Императорского флота Японии по сравнению с надводным флотом. Почти все обзоры и сравнения показывают, что размещение кораблей Императорского флота Японии не идеально по сравнению с кораблями других стран, участвовавших во Второй мировой войне. Тесные помещения для экипажа и недостаточная жилая площадь на одного члена экипажа заслуживают внимания.
Возьмем, к примеру, японские эсминцы. Они обладали удивительной дальностью плавания и прекрасными ходовыми качествами, но экипаж часто питался в коридорах из-за нехватки места в каютах. Что означает, что 143-метровый эсминец класса Akizuki со стандартным водоизмещением 2700 тонн имел на борту 263 члена экипажа? Для сравнения, экипаж современного эсминца класса Akizuki составляет всего 200 человек. Хотя современный эсминец класса Akizuki имеет в два раза большее водоизмещение — 5000 тонн и больше по размеру (150 метров в длину против 143 метров, 18,3 метра в ширину против 11,2 метра), экипаж составляет всего 200 человек. Вы можете себе представить положение японских моряков на эсминцах во время войны.
В этом контексте подводные лодки выглядят технологически продвинутыми и современными. Однако условия жизни на подводных лодках Имперского флота несопоставимы с условиями на основных надводных кораблях.
Японские подводные лодки потопили в общей сложности 194 корабля общим тоннажем 963 761 тонну, включая 2 авианосца, 1 эскортный авианосец, 1 тяжелый крейсер, 1 легкий крейсер и 12 эсминцев. Из них 73 корабля (общим тоннажем 353 475 тонн) затонули в Тихом океане и 121 корабль (общим тоннажем 604 286 тонн) затонули в Индийском океане.
Учитывая, что в начале войны у Японии было 63 подводных лодки разных типов, это весьма впечатляет. Можно было бы подсчитать зависимость от высококачественной еды и экстраполировать это на результаты, но в этом нет необходимости. Японские подводные лодки были очень передовыми кораблями и служили в совершенно иных условиях, чем другие классы Императорского флота.
Я взял это здесь
Мужская кулинария суп ужин обед мясо подводная лодка война длинный пост 8Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Особенности японского подводного обеда.