Tomahawk - новая проблема для российского ПВО?

Сегодня мы проанализируем главного героя последних новостей — крылатую ракету, также известную как ракета морского базирования — «Томагавк». США решили снова угрожать миру. Американская ракета «Томагавк» была тепло встречена в новостях. Но мы поговорим о её неморском базировании. Это не первая ракета, и неважно, запускается она с моря или с суши.

Менее чем через год после того, как ракеты «Томагавк» появились в новостях, они вернулись.
Ракета «Томагавк» BGM-109 выпускается в двух модификациях: тактической (для ракетных ударов по надводным кораблям) и стратегической (для поражения наземных целей). Летно-технические характеристики и конструкция обеих модификаций идентичны, разница лишь в боевой части.
Боевая часть ракеты весит 340 кг. Существует не менее десятка вариантов боевой части: кассетные бомбы, полубронебойные бомбы, осколочно-фугасные бомбы и многие другие. BGM-109 может атаковать различными способами: пикируя, взрывая цель горизонтально и просто летя горизонтально. Такое разнообразие способов атаки гарантирует успешное выполнение даже самых сложных задач на территории противника.

Особенности

Ракета «Томагавк» летит к цели на минимально допустимой высоте, поэтому наземные радары её вообще не обнаруживают. Обтекаемая форма BGM-109 также повышает её скрытность: отсутствуют выступающие части и детали, создающие помехи радиоволнам.
Ракета «Томагавк» производится компанией Raytheon Technologies, одним из крупнейших мировых оборонных подрядчиков. Ракета впервые поступила на вооружение в 1983 году. Её системы включают систему наведения по рельефу местности (Terrain Matching System) – уникальную систему наведения, основанную на данных о рельефе местности, которую противник практически не может обмануть. Кроме того, ракета работает автономно в полёте, не требуя внешнего управления.
В настоящее время BGM-109 имеет четыре основные высокоэффективные системы наведения.
Система измерения рельефа местности TERCOM. Используется для сканирования местности вдоль траектории полета ракеты и сравнения её с данными о рельефе местности, хранящимися в базе данных ракеты «Томагавк». Это решение позволяет BGM-109 легко обходить сложный рельеф и приближаться к цели максимально скрытно. Система наведения TERCOM отличается высокой автономностью, что снижает вероятность вмешательства противника в отклонение ракеты от заданного курса. Единственный недостаток системы сопоставления рельефа местности заключается в её неэффективности на «ровной» местности, такой как луга, пустыни и снежные поля.

Инерциальная навигационная система. Используется при полете ракеты над районами с низкой радиолокационной контрастностью, например, над океаном. Акселерометры и гироскопы корректируют движение ракеты к цели до достижения ею берега. После этого управление наведением передается другим системам наведения, более подходящим для конкретной ситуации.
Оптико-электронная система DSMAC. При подлёте к точке атаки ракета сканирует цель и сравнивает полученные данные с данными, хранящимися в её «памяти».
GPS. Всё просто — достаточно задать координаты цели, и система сама наведёт ракету на точное место падения и взорвёт её там. Конечно, GPS не очень точный, но оператору не нужно заморачиваться с программированием и топографией местности.
Обратите внимание, что при использовании достаточного количества высококачественных изображений местности и цели для настройки ракеты круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты составит всего 5–10 метров на дальности более 1000 километров. Это просто поразительный результат!

Модификации

С 2004 года армия США использует усовершенствованную версию крылатой ракеты «Томагавк» — «Тактический Томагавк». Эта крылатая ракета отличается от конкурентов рядом уникальных инноваций: дальность полёта до 2500 километров и возможность перенацеливания на любую заданную в программе цель во время полёта.

Повод для беспокойства

Важно отметить, что сбить даже одну крылатую ракету «Томагавк» крайне сложно. Но что произойдёт, если одновременно будут запущены десятки таких крылатых ракет?! Какая система ПВО сможет справиться с такой мощной атакой?! Рассмотрим пример.

Обратите внимание: Такой похожий, но такой другой: проект российского ТТС "Слон" - превзошел сам легендарный Ан-124 "Руслан".

У США есть 61 эсминец класса «Арли Бёрк», каждый из которых может нести до 56 крылатых ракет «Томагавк». Кроме того, существуют 18 подводных лодок класса «Огайо», каждая из которых несёт 154 крылатые ракеты. Предположим, что всего 10 эсминцев могут запустить 560 ракет, но представьте, что произойдёт, если будут запущены все ракеты?! Ни одна система ПВО в мире не способна перехватить такое количество крылатых ракет! Представляют ли они реальную угрозу для России? Конечно. То же самое относится к Китаю, России и всем, кто соизволит пересечь территорию Соединённых Штатов. Но, опять же, не стоит ожидать, что ракеты будут запускаться «по желанию». Речь идет о ракете стоимостью около 1,45 миллиона долларов.
Некоторое время считалось, что ракета «Томагавк» предназначена исключительно для морского базирования. Но реальность изменилась: теперь существуют как наземные, так и мобильные пусковые установки (по крайней мере, прототипы имеются у Корпуса морской пехоты). Эти пусковые установки разработаны на основе компонентов корабельной пусковой установки Mk 41.

В настоящее время тактическая ракета «Томагавк» представляет собой усовершенствованную версию основной крылатой ракеты ВМС США «Томагавк» (выпускаемой 440 ракет в год). По предварительным данным, общее количество ракет, находящихся на вооружении ВМС США, составляет от 5500 до 7500. Такая разница в цифрах обусловлена тем, что США активно продвигают одновременно несколько проектов крылатых ракет. Основными носителями ракет «Томагавк» являются крейсеры типа «Тикондерога» и эсминцы типа «Арли Бёрк».

Чуть-чуть в прошлое и дальше вы помете, зачем

Итак, что же мы имеем? По данным ВМС США, знаменитые противокорабельные ракеты «Томагавк» поступят на вооружение американских подводных лодок в 2024 году. Причиной такого решения стала необходимость внедрения новых средств противодействия китайской стороне. Изначально крылатые ракеты «Томагавк» планировалось оснастить подводные лодки осенью 2024 года (то есть уже сейчас). Модернизированные ракеты будут оснащены более совершенной высокоточной системой наведения для поражения подвижных морских целей. Кроме того, дальность полета каждой ракеты составит около 1600 километров!
Современные подводные лодки типа «Лос-Анджелес» (Flight II/III) или класса «Вирджиния» используют вертикальные пусковые установки Mk-45. Установки Mk-41 в настоящее время являются стандартом для запуска ракет «Томагавк» с надводных кораблей.
Вертикальные пусковые установки, как правило, универсальны, поскольку их можно устанавливать на кораблях, на открытой местности… Их также можно устанавливать на транспортных средствах (не гипотетических, как я расскажу ниже). ВМС США перешли на универсальные пусковые установки в начале 2000-х, и все старые пусковые установки были сняты с вооружения и отправлены на хранение.
В августе 2019 года на полигоне на острове Сан-Николас состоялись первые испытания наземной версии крылатой ракеты «Томагавк». Присутствовавшие при этом эксперты заявили, что крылатая ракета была запущена с мобильной пусковой установки и поразила цель на расстоянии более 500 километров от базы.
Если верить общедоступной информации, то пусковая установка на острове Сан-Николас — это всего лишь штатная часть корабельной пусковой установки Mk 41, которую американцы умудрились установить на полуприцепе. Какое гениальное решение, что тут скажешь!

В 2023 году власти США впервые решили публично продемонстрировать противокорабельную пусковую платформу LRFL, модифицированную для запуска крылатых ракет «Томагавк». Хотя эти новые пусковые установки всё ещё находятся на экспериментальной стадии, они уже состоят на вооружении армии США. Лёгкий тактический автомобиль Oshkosh известен своей уникальной колёсной конструкцией 4x4, которая используется для размещения пусковых установок LRFL. В модификации Block V дальность полёта ракеты «Томагавк» достигает 1600 километров. Конечно, мы должны ограничить каждую машину только одной ракетой.. но количество машин всегда будет в десятки, а то и в сотни раз превышать количество кораблей.

полную версию статьи и всю инфографику можно найти по следующей ссылке: https://vistat.org/art/tomahawk-novaja-problema-dlja-rossijs...

[Моя] Военная техника Оружие Авиация Крылатая ракета Oshkosh Tomahawk Long Column 20

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Tomahawk - новая проблема для российского ПВО?.